Эта тема для меня неохватна, и я теряюсь от объема своего знания о нем. Как неспециалист я знаю об этом человеке – не побоюсь сказать – все. И вовсе не все могу вынести на всеобщее обозрение – как о любом близком человеке.
Поэтому здесь просто заметки.
Стоило составить запрос на шведском – и вот оно: пока меня там не было, в Стокгольме поставлен балет «Густав III». Неожиданно, приятно и ... ожидаемо.

Балетный Густав… э-э… очень вхарактерен. См. памятник работы Ю. Сергеля)))
читать дальше
Балетная постановка 2008 г. Содержание - а-а, вся жизнь от революции до гибели.
Шведы, как жители всех небольших стран, очень трепетно относятся к своей истории. Случайные знакомые возле Гриппсхольма, с которыми мы коротали время в кафе в ожидании отмененной электрички (и у них так бывает, да. И достаточно часто))), проникнувшись моим откровенным интересом к этим местам, проникновенно вещали мне дедовские предания, как население побережья во время русско-шведской войны 1788-1790 гг. уходило вглубь страны, «боясь зверств русских казаков». Не комментирую.
(«Мы коротали!» - сильно сказано. Пожалели они неприкаянную иностранку, запутавшуюся в объявлении времени прибытия «на слух», и завели в кафе греться. Зимой дело было. Платформа открытая. До городка обратно – километра 3 по слякоти. Грели за свой счет, а не за мой, между прочим, экономные капиталисты)) Разные они, шведы. Как и мы.)
К постановке знаменитой оперы «Бал-маскарад» Дж. Верди они относятся тоже более чем трепетно: сохраняют самую-самую первоначальную версию и шведские реалии. Поэтому перлы типа преданной дружбы короля и Анкарстрема, которые в постановке Метрополитен, например, с Л. Паваротти, заставляют меня выворачиваться наизнанку (ну не было такого, не было!!!) здесь отсутствуют по определению.
Вот здесь я нашла пересказ истории жизни Густава, адаптированный под современные представления без явных ляпов с существенными добавлениями в комментах http://shkolazhizni.ru/blog/253703/
Вся инфа, вываливающаяся по запросу на русском – перепев одного-единственного учебника А. Кана от 1974 г. (в 1989 г. эмигрировал в Швецию)))))
Сами шведы рассказывают свою историю – внизапна! – немного по-другому.
В частности, знаменитые шведско-русские густавианские войны, за которые у нас Густава не пинал только ленивый (начиная от оф. историков до Пикуля) у них почему-то имеют другое объяснение: не экспансионистская политика зарвавшегося мелкого соседа великой державы, а прямое и неприкрытое вмешательство этой самой великой державы в политическую и экономическую жизнь их страны. Таки полной независимости, в результате этих войн выведя Швецию из полуколониального состояния, Густав добился.
В 1991-3 (? не помню уже) г. копаюсь это я тихонько-привычно в читальном зале Ленинки, и вдруг библиотекарша тихонечко же мне говорит (видя мои заказы, разумеется): А вы не хотите посмотреть еще? Открыли Шведскую коллекцию.
У меня, помню, аж руки затряслись: доступ к первоисточникам!!!!
Шведская коллекция – это подарок то ли Ленинке (уже не помню), то ли нашей Академии Наук от Шведской Академии. В 1986 г. в связи с 200-летием со дня ее основания (Густавом III, разумеется)). И вот эти книжки шведских историков про шведскую же историю лежали в закрытом фонде.
Долго.
А почему??
«А потому, - объяснили мне, - что взгляды зарубежных ученых расходятся со взглядами советских ученых на роль личности в истории» (!)
Густав III – это как раз личность в истории.
Не буду говорить:
- ни про «революцию 1772 г.», устроенную молодым королем на одной лишь харизме (не, и на французских субсидиях, конечно, но когда король-марионетка утром выходит к разводу караула и говорит: «Господа, риксдаг продает нашу страну, прекратим же это!» - а к вечеру становится обладающим реальной властью монархом, поддержанным всеми слоями общества – это о личности),
- ни про развитие наук и искусств (роль Густава в становлении шведского литературного языка аналогична роли Пушкина и Ломоносова + «густавианский» стиль в архитектуре + основание Шведской Академии и премии по литературе, которая только в XX-м веке стала называться Нобелевской))),
- ни про передовые реформы (про это уж точно написано в учебниках))).
«Его любили женщины и поэты».
Его друзья остались верны ему и после его смерти, когда – как это и бывает – началась чистка «густавианцев» (gustavianar) из всех ветвей власти.
Густав Морис Армфельт, ближайший друг и соратник, первый из gustavianar
«Он спросил меня:
- В какой форме вы хотели бы принять мою благодарность? (За Верельский мир)
Я давно уже хотел одного – и считал себя достойным и способным оценить этот дар. Я сказал ему об этом.
Король не смог скрыть недовольства.
- Это место занято, - сказал он. – Назовите что-нибудь другое.
- Больше я ничего не хочу, - сказал я.
- Тогда … вам придется подождать.
…Через две недели прозвучал тот злосчастный выстрел в Стокгольмской Опере, убивший целую эпоху, эпоху блистательного северного ренессанса.
А еще через двенадцать дней я стоял на коленях у его смертного ложа, и он протягивал мне гербовую бумагу.
- Что это? – спросил я. От слез я ничего не видел.
- Это то, что вы хотели, - сказал он.
Это был приказ о моем назначении генерал-губернатором Стокгольма.
- Зачем мне это? - закричал я, рыдая. – Зачем мне это теперь?»
Они не смогли удержать власть, которую он им оставил. Они – прожженные интриганы, политики и придворные фавориты, после смерти короля (а умирал он двенадцать дней – было время подготовиться) были настолько невменяемы, что могли только рыдать в его покоях. Власть они просто выпустили из рук (и вожделенное генерал-губернаторство тоже).
Это что-то говорит и о человеке, и о его друзьях.
Армфельт четыре года жил в затворничестве во Флоренции (из Швеции ему пришлось бежать).

Позднее, когда он вернулся в большую политику (в Финляндии и России), Александр I добивался его дружбы («Я знаю, что никогда не смогу стать для вас тем же, чем был покойный король. Я прошу вас уделить мне второе место в вашем сердце»).
…На надгробии Густава III в риддархольмской церкви до сих пор – живые цветы.
На римском форуме я видела живые цветы на могиле Юлия Цезаря))))
Возможно, буду продолжать в комментах. По настроению.
@темы:
Интересно,
Gustaviana
Теперь об опере.
"Бал-маскарад" Верди ставят все, кому не лень, и у кого в труппе есть тенор, способный, как говорил о главной теноровой партии З. Соткилава, петь тремя голосами: 1 акт - героическим, 2 акт - лирическим, 3 акт - драматическим. Сам он, кстати, Ричарда-Густава поет.
Три мировых тенора - Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррерас - эту партию тоже пели и даже снимались в фильмах-операх. Для меня лучшим был Каррерас (по драматургии исполнения, и еще в последнем действии у него такой муз. акцент поставлен - ах!), но в полной версии я не могу его найти - слишком старая запись. (Вообще-то классика для меня - Ж. Пирс, но это - аудио).
О Густаве сказано: "это был одновременно холодный макиавеллист, благородный герой и чуждый миру эстет".
Вот три тенора и отыгрывают: каждый - преимущественно одну из граней.
Глыба Паваротти ("какой матерый человечище") отыгрывает Короля. Учитывая габариты Паваротти и достаточно активно-написанную роль, передвигаться-скакать по сцене ему трудновато, да и образ разрушится. И он заставляет всех вращаться вокруг него, сам оставаясь центром мира. Что очень вхарактерно (хотя, конечно, лично Густав носился сам))). Так что он играет правителя-драматурга (ставит спектакль своей жизни прямо на этой же сцене), и - нет, не друг ему Ренато. Подданный.
Доминго - наоборот, играет прежде всего человека. Равного. Ну, может, первого среди равных. (Что тоже вхарактерно - демократизм Густава известен; с людьми общался просто и имел друзей - просто друзей. Большая редкость для правителя). На мой взгляд, Доминго слишком дает крен в сторону Генриха IV, - утонченности не хватает.
Каррерас. Тонкий, изящный, острый (одна из постоянных характеристик Густава в мемуарах - fine). Эстет в полной мере. И - молод душой. (Тот же Паваротти - слишком мощен, чтобы быть молодым душой. Он - зрелый человек и политик). И - страшно сдержан (Паваротти не считает нужным, его - много; Доминго - слишком прост и открыт) - весь в себе, и это создает необыкновенное впечатление. Достаточно сказать, что fortissimo он выдает только в финале (Ah, uno volto, - l'anima... D'amor mi brillera!..)
И - страшно одинок.
Если во все постановках, которые я видела - а видела я немало, это моя любимая опера, - в финале вокруг умирающего тенора на цырлах носится вся массовка и солисты, - Каррерас-Ричард держал всех на расстоянии. Так и умер - один.
Красиво.
Напрочь.
Ка-акой солист-то в шапке поста! Хорош, черт побери!
... Я словно снова побывала в Стокгольмской Опере! Да, она не густавианская уже. Но кабинет с этим красным диваном, где он лежал раненый, - сохранен.
Да, труппа там - не Большой театр.
Но зато там есть Дроттнингхольм!
Жалею, что так и не нашла в сети портреты Густава работы фон Бреда. Лучшие, я считаю, - он там неприкрашеный. Особенно хорош в 45 лет; портрет неофициально называется "Победитель после поражения" - не могу перевести адекватно. Там он после Роченсальма, когда вначале - почти разгром (и его хорошо так сделали фейсом об столешницу, хотя командовал, разумеется, не он - вот совсем был не полководец, хорошо свои плюсы и минусы сознавал и умел делегировать полномочия специалистам). Русские тогда загнали их в шхеры. Наутро он взял командование на себя (я, как управленец, не могу не одобрить - в крит. ситуации следует именно так, а не сваливать на подчиненных), они прорвали заслон (и он шел на последней галере, есличо) и одержали ту самую победу (ощущение, что опять на одной его харизме, потому что, повторяю, не полководец был от слова "совсем"), которая и позволила говорить о победе во всей войне.
Официальный "арт" Рослэна, на котором не отличишь писаного красавца младшего Фредерика от совсем не красавца (а даже наоборот) старшего, - не то.
Короче, было три сына: "Старший - умный был детина, средний сын - и так и сяк; младший - вовсе был дурак" (с)
Когда старший, будучи еще кронпринцем, поехал с дипмиссией во Францию, мамашка, Ловиза-Ульрика, навязала в сопровождение ему младшего, мотивируя, мол, он будет обаять тех, кого не сможет уговорить кронпринц.
Французы в итоге дали понять старшему, что лучше б вы не брали с собой братца, тупизна коего проняла даже фр. двор (Людовика XV, есличо). Обаяния умного человека им хватало и у Густава.
Собственно, с того, что любимцем мамашки был младший, все и началось...
рада приветствовать! Признаться, меня иногда посещали мысли поискать единомышленников по Густаву в сети, но пока я по уши в китайцах, отложила на потом. К Густаву обычно так и относились - страстно - или любили, или ненавидели, равнодушным он, пожалуй, никого не оставлял))
С удовольствием почитаю ваш пост о балете, сильно жалею, что я его (балет) не увижу вживую. Как я уже выше писала, балетный Густав должен быть хорош; это - для него, тем более сцену он любил и играл хорошо.
Если могу помочь информацией - буду рада быть полезной (инфы много, правда вся в бумажных источниках)))
К Густаву обычно так и относились - страстно - или любили, или ненавидели, равнодушным он, пожалуй, никого не оставлял))
Да, мне очень понравилась цитата из его биографии пера Эрика Леннрута: "Он всегда пробуждал сильные чувства - за или против. Во всех отношениях явный истерик, сочетавший неприкосновенность королевского достоинства с непосредственными контактами при разыгрывании политической роли, должен был многим действовать на нервы, даже своим друзьям и сторонникам".
Про балет я написал, но там ничего нового. Собственно, пост о том, что такой балет был
Если могу помочь информацией - буду рада быть полезной (инфы много, правда вся в бумажных источниках
Очень соблазнительное предложение
после упоминания Лённрута ("Великая роль", да?) сходила в ваш дневник, приятно поразилась уровню знаний (я у вас там попасусь, хорошо?)).
Эх, как жаль, что лет 15 назад, когда я фанатела от Густава, я была одна!
Я был бы рад узнать побольше о ближайшем окружении Густава
Конкретизируете? Чем могу - помогу, единственно, не очень быстро. Как вы видите, у меня сейчас обязательства в другой сфере, а за шведский и Густава я не бралась семь лет.
только не про Армфельта: о нем я уже знаю, кажется, все).
ну вот, никто про Армфельта не хочет
Я только рад, если вам интересно
Эх, как жаль, что лет 15 назад, когда я фанатела от Густава, я была одна!
Я вас прекрасно понимаю, это действительно беда, без всякой иронии. Сейчас я не могу сказать, что один фанатею, но все равно как-то одиноко, особенно когда смотришь на большие фэндомы.
Конкретизируете?
Я бы рад, но я не знаю, с кем еще он тесно общался, кроме Армфельта. Кто были его близкие друзья? Если у вас есть портреты, будет вообще замечательно.
никто про Армфельта не хочет
Я обожаю Армфельта и с удовольствием о нем пообещаюсь
начинающий густаиванец местный мем?
Кто были его близкие друзья?
В разное время - разные))
Скажем, компания молодежи, которая участвовала в итальянском путешествии: камергер Седерстрём, почти всю жизнь был рядом; еще камергер Таубе, который выдвинулся даже в министры, но, кажется, это был пример неудачного патернализма)); явный фаворит Лилльенштроль (какая-то связь с Лилльенхорном, с ходу не помню), еще кучка имен, опять же сразу не вспомню, давно это было.
Из бывших учителей кронпринца: историк Далин; канцлер Тессин - отношения сложные, потому что ученик перерос учителя.
Из людей искусства: Белльману Густав покровительствовал, но не дружил, понятно; Сергель - тоже как бы друг по искусству; Келльгрен, с которым вместе писались оперы))
Много фр. дам - подруг по переписке - графиня фон Дюбен, например, или де Ла Марк.
Неожиданно Штакельберг - русский посол в Стокгольме))
Спренгтпортен, с которым делали революцию 1772г, но потом разругались))
Из явно близких - Толль,
ошибка молодостиМунк, фон Эссен, который был на том маскараде, Элис Шрёдерхайм, последний, кого король позвал перед смертью.Чисталюбопытна: а какие сейчас книжки про Армфельта? Просто я в свое время нашла только на французском)))
Вот! Меня интересует компания молодежи
канцлер Тессин - отношения сложные, потому что ученик перерос учителя.
Может, вы Шеффера имеете в виду?
Чисталюбопытна: а какие сейчас книжки про Армфельта?
Есть его биография, написанная Стигом Рамелем. Так как я по-шведски не читаю, добыл французский перевод. И еще есть своеобразная немецкая книжка, так и называется "Король и его фаворит"<./a>
Только разве Таубе - это молодежь? Он старше Густава вроде.
у меня-то не было проблемы с их возрастом))
Старше-старше, он и в Италию не ездил, это я его не в ту группу определила.
Боюсь, про молодые годы знаю меньше, Густав меня больше интересовал как зрелый человек))
Н-но если хотите педалировать ранне-возрастные игрища, учтите, что там скорее асексуальность)))
Ага, прочла у вас про королевские пристрастия, полностью согласна
Тессин был его гувернером (а канцлером он был раньше). Да, "перерос" - это, скорее к Шеффнеру, сорри, меня не было в теме давно))
Рамель и у меня есть
Сорри, я пошла по ссылке и зависла в вашем дневнике, гоните меня оттуда, я щаз везде повыскажусь
даже про своих китайцев забыла, пятидесятая серия не проработана))Сорри, я пошла по ссылке и зависла в вашем дневнике, гоните меня оттуда, я щаз везде повыскажусь
Дайте лучше вашу НЦу, на которую вы так намекнули
компания молодежи, которая участвовала в итальянском путешествии. Кто они, что о них известно
я подниму, что у меня есть, но не сразу, надо покопаться.
Я больше интересовалась самим Густавом, чем фаворитами))
Дайте лучше вашу НЦу, на которую вы так намекнули
НЦу не дам, я еще не адаптировалась сюда нцы выкладывать, даже про китайцев тушуюсь пока
я еще не адаптировалась сюда нцы выкладывать
Можно же сделать закрытый пост
аворитами, судя по всему, не интересуется никто, и они так и канули в безвестности.
Вот-вот, я все думала, как вам поаккуратнее на это намекнуть
читать дальше
Можно же сделать закрытый пост
Можно.
у меня есть толстая биография Г. авторства Лайфа Ландена на шв., который (и не он один), как мне помнится, не разделяет характеристику Г. Леннрутом как "актера, играющего роль" и "истеричного эксцентрика (или эгоцентрика, не помню уже)". Но она, как и все ост. материалы, на родительской квартире, т.е. не сию секунду.
С другой стороны, во всех ист. источниках, которые я находила, именно житейских подробностей не особо много, - в основном политика, экономика и искусство.
Вероятнее всего, там ничего вообще и не было
Я и не собираюсь слэшить густава с этими мальчиками. Мне просто надо знать, кто эти люди из ближайшего окружения, для больших придворных сцен. Просто хочу иметь представление, кто там мог присутствовать, кроме Армфельта, как они выглядели, что из себя представляли и т.д.
Про italienska resan есть у Рамеля (с. 50-53, полагаю, у вас то же издание 1999г)))
Это я читал
который (и не он один), как мне помнится, не разделяет характеристику Г. Леннрутом как "актера, играющего роль" и "истеричного эксцентрика (или эгоцентрика, не помню уже)".
Эгоцентрика.
Я тоже не разделяю точку зрения Леннрута, если что
Просто хочу иметь представление, кто там мог присутствовать, кроме Армфельта, как они выглядели, что из себя представляли и т.д.
Да, я у вас полазила, запрос понятен, боюсь, что - увы. В биографии, конечно, посмотрю, но вряд ли))
Можно поискать записки Адлербета (но он был сильно лоялен королю) Gudmund Jöran Adlerbeth om Gustaf III:s italienska resa 1783-84 [dagboken från 1783-1784] : [möten med konst, natur och folk]
Много писала Beth Hennings (и в Ленинке она есть)
Помнится, Мунк и Седерстрем - оба ближайшие к королю - при дворе оказались практически одновременно, с энтузиазмом восприняли революцию 1772.
Мунк как-то там выразил свою преданность прям 18 августа, благодарность выразилась в камергерстве и гоф-маршальстве (всех подряд, похоже, гребли)) - ну и, конечно, он не конюх, а шталмейстер.
Входил в число братьев ордена мистиков (Густав был ярко выраженным мистиком и орден какой-то организовал). Мунк, правда, по своему реализму, верил не особо.
Отметился умением сносить "турецкие головы" в турнирах ("карусели" Густава - это отдельная песТня). Мунка я отчетливо не люблю, находясь под впечатлением отзыва стриндберговского Густава: "Мунк просто скотина"
Седерстрем был камергером королевы, гоф-маршалом короля и, кажется, шталмейстером в Гриппсхольме. Участвовал в придворных спектаклях и был неплохим танцором. Его называли "бабочкой" (мотыльком?) и считали слишком самонадеянным ("высокомерным бараном").
По мозгам (по интеллекту)), однако, оба и близко с Г. не стояли. Гамильтон: "Оба они не были дурны, но лишь ничтожны".
В 1780-х гг. на сцену выступили Армфельт и Толль. Эти явно были пригодны для большего - для участия в реальной политике. Толль был хорошим организатором разных густавианских идей, но, со своим здоровым реализмом, к ордену мистиков отнесся отрицательно, невзирая на то, что в Париже Густав таскал его к Калиостро)))
Вообще письма самого Г. почитать - там есть инфа. И отношение. Письма мне вообще понравились: он писал просто и с чувством.
Все его истерики выглядят тщательно спланированными
Да Гамлет, четам
Если это на шведском, то мимо
Мунка я отчетливо не люблю, находясь под впечатлением отзыва стриндберговского Густава: "Мунк просто скотина
Я тоже его не люблю. Мне кажется, он относился к Густаву неискренне и тянул из него блага (в отличие от того же Армфельта, который выглядит искренним в своей привязанности).
Про Седерстрема - спасибо. Это уже что-то
Вообще письма самого Г. почитать - там есть инфа. И отношение. Письма мне вообще понравились: он писал просто и с чувством.
Я читал кое-что. Действительно, очень приятное впечатление производят, Густав выглядит очень обаятельным. Но инфы на интересующую меня тему не попадалось.
Если это на шведском, то мимо
Да, это шведский.
(в отличие от того же Армфельта, который выглядит искренним в своей привязанности
Армфельт меня совершенно пронзил тем, что власть просто выпустил из рук - был невменяем после смерти Густава.
Я читал кое-что. Действительно, очень приятное впечатление производят, Густав выглядит очень обаятельным
Да, и они ж в первоисточнике на французском. (Это я потом в переводе на шв. читала. Есть в картинке что-то извращенное: письма шведского короля, написанные на фр., шведы потом переводят на родной язык))
Довольно несправедливо, что Армфельта в разном фикшене часто изображают этаким расчетливым фаворитом, ловким придворным, ищущим свою выгоду. Это абсолютно не так, он свою выгоду, имхо, не умел искать вообще и был адски непрактичный человек
у Армфельта просто смысл жизни был сосредоточен в Густаве, и он несколько лет после его смерти не знал, чем заниматься и ради чего жить.
Да, тоже так это вижу
нет, увы. В моих книжках - сейчас посмотрела - ничего нет. "Умер рано" - и все